home page contactssite map rus eng spain


AIRPORTS International
(Российская версия издания) №7 за 2010 г., с. 20


Оперативная борьба с пожарами на аэродромах возможна


    Статистика летных происшествий показывает, что наиболее вероятным местом аварий и катастроф являются аэродром и близлежащие территории - более 70% трагедий происходят именно там.

      Если аэропорты не оснащены эффективными средствами пожаротушения, последствия могут оказаться тяжкими, и наоборот - чем скрупулезней руководство и службы аэропорта относятся к безопасности техники и людей, тем больше вероятность спасения и минимизации урона.

      Низкая эффективность пожаротушения приводит не только к уничтожению огнем дорогой техники, включая воздушные суда, но и к гибели людей. Статистика указывает на то, что подобныеситуации происходят и в высокоразвитых странах, а причина катастроф - в отсутствии как эффективной тактикиборьбы с пожаром, так и эффективных технических средств и огнетущащих веществ (пенообразователей).

      Пожарная безопсность по всему миру регулируется требованиями Международной организации гражданской авиации ИКАО, в которых записано необходимое количество и качество средств борьбы с пожарами. А их отсутствие или несоответствие нормативам может, к примеру, стать причиной для исключения из списка аэропортов, которым разрешено осуществлять международные рейсы.

      В 80-е гг. прошлого века моду на средства пожаротушения диктовала американская фирма "3М", разработавшая фторсодержащий пенообразователь типа "легкая вода". Действительно, эффективность использования ее припожарах отвечала всем необходимым требованиям, однако экономический аспект - стоимость пенообразователя была неоправданно высокой - вынудила искать альтернативные решения.

      Многолетняя научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, проводимая лично Геннадием Куприным (ныне генеральным директором НПО "Сопот") на базе Министерства обороны и МВД России, а также совместно с представителями ряда институтов оборонной промышленности (ОКБ им.Сухого, ВНИИ ТРАНСМАШ, Академией им. Жуковского и др.), Росавиации, ВНИИПО МВД России, ВИПТШ МВД России, дала свои результаты: для борьбы и локализации крупномасштабных пожаров на аэродроиных площадках и в аэропортах была изобретена установка комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга", производство которой ведется в ООО "НПО "СОПОТ".

      Принцип ноу-хау заключен в способе подачи комбинированных струй пен с повышенными тушащими свойствами на значительно большие расстояния, чем в предшествующих моделях (для сравнения, дальность увеличиласть с 20 до 100 метров), что сократило время проведения аварийно-пожарно-спасательных операций в аэропортах и снизило экономическую составляющую пожаротушения, так как через ы пропускается пенообразователь обычного типа, по цене намного доступнее фторированного, в том числе знаменитой "легкой воды" из Америки.


      Исследования НПО "Сопот" в направлении повышения эффективности средств тушения послеаварийных пожаров самолетов показали, что как гражданские, так и военные самолеты, терпящие крушение в пределах аэродрома, можно потушить в пределах 1-2 мин, то есть времени, в течение которого критические значения факторов пожара в самолете еще не наступают. При использовании установок "Пурга", которые обеспечивают одновременную подачу струй пен низкой и средней кратности, уже в процессе тушения возможно проводить аварийно-спасательные работы, так как пены низкой кратности охлаждают фюзеляж, а пены средней кратности создают защитный слой под самолетом в зоне горящих нефтепродуктов. Тем самым достигается эффект, при котором внутри фюзеляжа воздушная среда не будет превышать значений, опасных для жизни экипажа и пассажиров. То же самое можно сказать и про огне- и взрывоопасность конструктивных элементов самолета и его оснащения. Практика показывает, что применение УКТП "Пурга" позволяет тушить пожары площадью до 1000 кв.м за время, не превышающее 60-90 секунд.


      Уникальность установок заключена еще и в том, что в них используются экологически чистые и доступные по цене отчественные пенообразователи, при этом эффективность тушения повышается, а стоимость ликвидации пожара в десятки раз меньше, чем при использовании штатных средств. Сегодня установками "Пурга" оснащен ряд аэродромов Военно-воздушных сил России, а также аэропорты Пулково, Уфа, Сургут, Мирный, Жуковский и многие другие.


196070, РОССИЯ, Санкт-Петербург, а/я 87
Тел./факс: (812)464-61-41 e-mail: sopot@sopot.ru
Новости О фирме Хроника Продукция Применение Сертификаты Дилеры  России Заказчики Статьи Контакты